МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОГО КЛАССА
В статье обосновывается система медико-биологического сопровождения сборной команды России по художественной гимнастике.
Спорт высших достижений представляет собой естественный полигон для выявления и испытания двигательных возможностей человека в условиях деятельности, близких к экстремальным. Сегодня осуществлять подготовку высококвалифицированных спортсменов возможно только при интегральном подходе. Одним из важнейших компонентов интегральной подготовки является оптимальная организация научно-методического и медико-биологического обеспечения. Поскольку художественная гимнастика относится к видам спорта с ярко выраженной ранней специализацией, когда мы начинаем отбор детей дошкольного и младшего школьного возраста со специфическими генетически заложенными координационными способностями, уникальной гибкостью, а вся их спортивная карьера приходится на время, когда организм растет, то мы несем особую ответственность за состояние здоровья гимнасток во все периоды жизни. Поэтому в нашей сборной команде уместно говорить об организации медико-биологического СОПРОВОЖДЕНИЯ на протяжении всей спортивной карьеры гимнасток.
В структуре процессов, обеспечивающих деятельность высококвалифицированных спортсменов (биомеханический, физиологический, психологический, педагогический), педагогический процесс является входом в систему, куда должна подаваться основная информация о состоянии и возможностях спортсменов.
Посредством педагогических воздействий и осуществляется внешнее управление деятельностью гимнасток. При этом МЕДИКО-БИОЛОГИЧСКИЕ аспекты ПЕДАГОГИЧЕСКОГО управления интегральной подготовкой сборной командой страны приобретают все возрастающее значение. Мы создали систему медико-биологического и педагогического сопровождения спортивной карьеры гимнасток. Функционирование этой системы основано на оптимально сбалансированном сочетании медико-биологического и психолого-педагогического контроля. Необходимо помнить и учитывать тот факт, что психическое состояние во многом определяет здоровье человека. Идет постоянное взаимодействие – спортсмен, врач, психолог, тренер. Таким образом, осуществляется сопровождение и коррекция всего процесса под- готовки гимнасток в спорте высших достижений. Это - не просто врачебный контроль и констатация медицинских показателей. В этой системе возрастает роль отношений тренер – врач. Таким образом, врач так же участвует в разработке методики подготовки гимнасток высокого класса. Данный подход позволяет определить и учитывать зону ближайшего развития спортсменки, что дает возможность увидеть ее перспективу, прогнозировать ее индивидуальные рекорды, а также подводить спортсменку к проявлению максимальных для каждой гимнастки возможностей без ущерба для здоровья. Мы всегда помним учение психолога Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития, у каждого человека эта зона своя.
Только так можно осуществить перспективно-прогностический подход и принципы опережающего развития и оптимальной избыточности, которые лежат в основе интегральной подготовки гимнасток, что обеспечивает лидирующие позиции наших гимнасток в мире. Врач - Спортсменка - Тренер - Психолог.
Система медико-биологического и педагогического сопровождения спортивной карьеры гимнасток Постоянно проводимая в сборной команде унификация системы комплексного медико-биологического контроля позволяет расширить диагностику процессов адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам, выявлять имеющиеся резервные возможности и факторы, лимитирующие работоспособность юного организма, и, в конечном итоге, способствует совершенствованию управления подготовкой гимнастического резерва. Особое внимание в программе медико-биологического сопровождения уделяется комплексу средств восстановления, который носит направленный характер с учетом периода подготовки, возраста гимнастки, уровня спортивного мастерства и других факторов; включает в себя коррекцию тренировочного режима и функционального состояния путем назначения традиционных и нетрадиционных средств восстановления. Осуществляемое на основе комплексной оценки состояния здоровья и функционального состояния назначение индивидуальной дифференцированной системы коррекции позволяет реализовать запрограммированный объем тренировочной работы, повысить ее эффективность.
Основными направлениями работы врачей национальной сборной команды России по художественной гимнастике являются:
- Работа в тесном содружестве с главным тренером, личными тренерами, самими спортсменками с целью создания и поддержания позитивного климата в коллективе.
- Профилактика спортивного травматизма. Для этого используются определенные витаминные комплексы, фитопрепараты, физиотерапевтические методы (электростимуляция на аппарате МИОРИТМ М40 по специальной методике, биорезонансная терапия, другие физиопроцедуры).
- Восстановление физических и психологических кондиций во время тренировочного процесса и спортивных соревнований (массаж, МИОРИТМ М40, матрикстерапия, контрапульсация).
- Лечение спортивных травм. В комплексном лечении спортивных травм используются методы криотерапии, светолечения, иглорефлексотерапии, массажа, миорефлексотерапии, ультразвукового лечения.
Авторы статьи:
- Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер России, президент Федерации художественной гимнастики РФ,
- Раиса Николаевна Терёхина, доктор педагогических наук, профессор,
- Нина Константиновна Першина, главный врач сборной команды России по художественной гимнастике
- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)